- Учебно методический центр по профессиональному образованию города Москвы - http://umcpo.ru -
Обучение инвалидов и молодежи с ОВЗ
Posted By admin On 24.07.2012 @ 04:44 In Обучение инвалидов и молодежи с ОВЗ | Comments Disabled
В системе Департамента образования города Москвы в 2011–2012 учебном году 72 колледжа осуществляют профессиональное обучение инвалидов и молодежи с ОВЗ. Общая численность данной категории обучающихся составляет 3 253 человека.
Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ организовано в трех формах: интегрированной (инклюзивной), коррекционно-развивающей, дистанционной. Обучающимся предоставляется возможность выбора форм обучения по различным профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда города Москвы.
Начальное профессиональное образование получили в 2010–2011 уч. году 603 чел. Наиболее востребованными профессиями являются: «Слесарь по ремонту автомобилей (автомеханик)», «Оператор ЭВМ», «Ювелир», «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов», «Мастер столярного и мебельного производства», «Портной», «Кондитер», «Оператор на наборно-компьютерной технике», «Реставратор».
Среднее профессиональное образование получили в 2010–2011 уч. году 368 чел. Самыми привлекательными специальностями являются: «Менеджмент» (по отраслям), «Экономика и бухгалтерский учет», «Документационное обеспечение управления и архивоведение»; «Гостиничный сервис», «Автоматизированные системы обработки информации и управления», «Дизайн» (по отраслям), «Право и организация социального обеспечения».
По программам профессиональной подготовки в 2010–2011 уч. году образование получили 607 чел. Востребованными оказались 14 профессий: «Цветовод», «Слесарь-ремонтник», «Переплетчик», «Горничная», «Повар», «Швея», «Маляр», «Штукатур», «Слесарь механосборочных работ», «Столяр строительный», «Столяр», «Машинист уборочных работ», «Слесарь по ремонту автомобилей».
Задачи развития профессионального образования лиц с ОВЗ в 2012 году:
(подпрограмма «Начальное и среднее профессиональное образование» ГЦП «Развитие образования в городе Москвы на 2012-2016 гг.»)
1. Оснащение колледжей залами ЛФК и кабинетами кондуктивной терапии, создание автоматизированных рабочих мест для обучения лиц с ОВЗ.
2. Обеспечение колледжей специальным транспортом для посещения учебных занятий студентами с нарушениями опорно-двигательной системы (колясочниками).
3. Издание учебников и учебных пособий, в том числе цифровых образовательных ресурсов, для обучения лиц с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и/или интеллектуальной недостаточностью.
4. Создание ресурсного центра профессиональной диагностики, обучения с использованием современных технических средств и сопровождения карьеры инвалидов.
5. Материально-техническое и программное обеспечение обучения с использованием ДОТ, в том числе для обеспечения дополнительного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ.
6. Организация помощи выпускникам колледжей с ОВЗ в социально-трудовой адаптации и трудоустройстве на современном рынке труда.
В 40 колледжах оборудованы автоматизированные рабочие места для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе производственных мастерских, однако они являются стандартизированными и не учитывают особенностей психофизического развития обучающихся по нозологиям. В 2012 году необходимо обеспечить условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ (для лиц с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) в 16 зданиях 11 колледжей.
Решению данной проблемы будет способствовать создание полноценных условий для обучения лиц с ОВЗ и инвалидов в 19 колледжах, в том числе приобретение 4-х специально оборудованных автобусов для обучающихся (колясочников) Политехнического колледжа № 13, Колледжа автоматизации и информационных технологий № 20, Московского технико-экономического колледжа, Электромеханического колледжа № 55.
В настоящее время созданы и успешно функционируют 4 ресурсных центра на базе колледжей, которые реализуют многоуровневое обучение и частично укомплектованы техническими средствами реабилитации:
• в ТК № 21 – «Центр ремесел» для профессиональной подготовки лиц со сложной структурой отклонений в физическом и интеллектуальном развитии;
• в ТК № 39 – ресурсный центр для лиц с нарушениями слуха по подготовке квалифицированных рабочих по специальностям СПО «Металлообработка» и «Эколог»;
• в КИГМ № 23 – ресурсный центр по профессиональной подготовке лиц с задержкой психического развития и интеллектуальным недоразвитием для клининговых компаний города;
• в ТК № 24 – ресурсный центр по подготовке квалифицированных рабочих для предприятий легкой промышленности из числа обучающихся с интеллектуальным недоразвитием.
Данные ресурсные центры позволяют организовать профессиональное обучение инвалидов и лиц с ОВЗ, которым по уровню психофизического развития необходимо обеспечение специальных образовательных условий. Также эти центры содействуют их трудоустройству.
Результаты работы в дальнейшем позволят использовать современные реабилитационные технологии в обучении лиц с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательной системы при интегрированной (инклюзивной) форме профессионального образования в колледжах.
Сотрудниками колледжей и предприятий ведется работа по социально-трудовой адаптации обучающихся на конкретном производстве. Как правило, по окончании колледжа выпускники приступают к работе на тех предприятиях, где ранее проходили практику.
Организации системы профессионального сопровождения на производстве поможет создание и оборудование реабилитационных кабинетов в колледжах, обучающих инвалидов и лиц с ОВЗ.
Список колледжей, осуществляющих подготовку инвалидов и лиц с ОВЗ (Приложение 1 [1])
Article printed from Учебно методический центр по профессиональному образованию города Москвы: http://umcpo.ru
URL to article: http://umcpo.ru/2012/07/ovz/
URLs in this post:
[1] Приложение 1: http://umcpo.ru/files/ovz/p_1.pdf
Click here to print.
Копирайт © 2011 Учебно методический центр по профессиональному образованию города Москвы. Все права зарезервированы.