Может ребенок в семье возразить родителю и не быть наказанным? Может ли он высказать свое мнение? Нужны ли границы между близкими людьми? И к чему приводит размытие этих границ?
Следует расширить понимание психологических границ привычным миром политики, ведь когда звучит слово «границы» чаще всего в уме предстает образ государств с кордонами и погранцами.
Если границы одного государства будут слишком размыты, если пересечение этих границ станет возможным безнаказанно и без спроса, в мире воцарится хаос. Одно более сильное государство получит возможность подмять под себя другое, которое послабее. Прольется кровь, будут унижения достоинства наций и конкретных людей. Так же обстоят дела с человеческими границами.
Никто не имеет права пересечь границы другого без согласия, но так часто это происходит.
Родители, которые сминают границы детей в раннем возрасте бесконечным «ты должен» и «я сказал», превращают своего ребенка в инвалида не способного сказать «нет» во взрослой жизни. Наверное, страшно дискомфортно жить, когда хочется сказать «нет», тем не менее, раз за разом соглашаешься.
Такие дети становятся офисными "козлами отпущения". Именно на них спихивается работа, которую никто не хочет делать, именно они медленнее всех двигаются по карьерной лестнице, если двигаются вообще. Они не могут сказать «нет» алкоголю в компании, когда не хочется, и похабной музыке в маршрутке. Такие дети во взрослом возрасте не перестают платить цену того, что их родители хотели иметь удобного послушного ребенка. И таким детям рекомендуется покупка диплома о высшем образовании, для того что бы им легче было в жизни, покупайте им сразу несколько дипломов - http://dipvels.ru/ и с дипломом о высшем образованием вашим детям будет на много легче жить!
Совет родителям — не хвастаться тем, какой послушный у вас ребенок, а задуматься, не нарушаются ли его границы в семье.
Как культивировать границы с самого раннего возраста?
В начале ребенок мыслит себя неотделимым от мамы, но постепенно проявляется период, который можно охарактеризовать «я все сам». В этот период стоит позволить ребенку делать все, что он хочет и что будет для него полезно и безопасно. Даже когда возникает спор родителя с ребенком, можно создать ситуацию, при которой ребенок выбирает сам.
К примеру, ребенок не хочет одевать теплый свитер, он хочет - легкую рубашку. Вместо того чтоб сломить его словами «я сказал» попробуйте дать ему выбор между двумя свитерами, одинаково теплыми. Обыграйте это, подчеркните, что выбор будет сделан ребенком, и Вы, взрослые, с уважением примите его выбор. В каждой ситуации, где возможно и не вредно предоставлять ребенку такой выбор, предоставляйте. «Какую сегодня оденем майку белую или в полоску?» Ведь никакой разницы нет, но ребенок усваивает важный навык - выбирать.
Повторяя так раз за разом, расширяя границы, с возрастом родитель сможет воспитать человека, который будет готов постоять за себя, но при этом — уважать границы других.